Для человека, умеющего владеть столярным инструментом, построить добротную лодку не составляет проблемы. Нужно только обзавестись необходимым материалом и выкроить свободное время. Но и это не является неразрешимой задачей. Было бы желание. Не проще ли, однако, не тратя труда и времени, отправиться в магазин спортивных товаров и приобрести одну из лодок, которые выставлены там для продажи? Конечно, проще. И нет сомнений, что таким путем пришли к водному туризму многие любители. Канули в прошлое те времена, когда, для того чтобы выйти на воду Ч на рыбалку или на прогулку, нужно было обязательно превратиться в судостроителя. Сейчас промышленность ежегодно выпускает более 150 тысяч моторных лодок и катеров для продажи населению, и производство их прогрессивно увеличивается. Отдавая должное массовой продукции, нельзя, однако, не оговориться, что даже крупносерийная постройка малых судов не может удовлетворить всего разнообразия требований, которые предъявляются любителями к судам подобного типа. Лодка не автомобиль. Если для автомашин условия эксплуатации практически везде одинаковые Ч асфальтированное шоссе, в крайнем случае Ч проселочная дорога, то для лодки они меняются очень сильно, поэтому судно, отлично служащее на одной акватории, может оказаться совершенно непригодным для другой. Если взять север нашей страны, то здесь и в настоящее время редко можно встретить дюралевую плоскодонку, одну из тех, что составляют основную долю судов, выпускаемых для продажи населению. На Белом море, Ладожском и Онежском озерах, в бассейнах питающих их рек предпочтение отдается самодельным, сшитым из досок лодкам, мореходным и неприхотливым в эксплуатации. Дюралевые лодки наилучшим образом привились на юге, где и раньше в обиходе были в основном плоскодонные челны. Так было, однако, до тех пор, пока спокойное течение рек не перекрыли плотины, пока не возникли водохранилища, по площади не уступающие самым крупным озерам. И вот уже на Днепре мы видим высокобортные катера, способные выдерживать и крутую волну, и шквальный ветер. Но это тоже не заводская продукция. Не будем увеличивать число подобных примеров. Поговорим о другом. Отдых на воде, дальние плавания становятся уделом не только тех, кто привык к спартанским условиям походной жизни. Многие проводят свой отпуск, путешествуя на лодке всей семьей. К сожалению, пригодных для такой цели судов, достаточно комфортабельных, надежных и недорогих, промышленность пока не выпускает. Строят их, как правило, своими руками. Строят любовно, стараясь предусмотреть все необходимое для того, чтобы сделать пребывание на воде со всеми сухопутными удобствами. Существует и еще одна не менее многочисленная группа любителей, которых не удовлетворяет массовая продукция, Ч это любители скорости. Сорок километров в час, которые можно выжать из дюралевой лодки, им уже кажутся недостаточными. Они начинают искать, выдумывать и, если в результате приложенных усилий им удается получить лишние 5 км, испытывают временное удовлетворение своим трудом, а потом опять принимаются за поиски. Словом, можно заключить, что любительское судостроение не утратило своей привлекательности и в век крупносерийного производства судов. Недаром в США, где промышленность ежегодно выпускает более 250 тысяч катеров и лодок, существует общество, объединяющее любителей-судостроителей, члены которого имеют возможность приобрести интересующие их чертежи, получить требующуюся консультацию. В Советском Союзе издано большое число книг по малому судостроению. Они достаточно подробно знакомят читателей с основными вопросами проектирования и постройки лодок, катеров и яхт. Пользуясь этими сведениями, любители-судостроители могут самостоятельно выбрать размерения и обводы судна, разработать рациональную конструкцию, применить на практике рекомендуемые технологические приемы. При написании данной книги ставилась несколько иная задача. Предположим, что читатели уже знакомы с общими принципами малого судостроения, например, из упомянутых изданий. Теперь нужно претворить свои знания в дело Для этой цели необходим проект. Конечно, разработка такого проекта сама по себе представляет увлекательное занятие, однако при постройке первого в своей жизни судна есть риск допустить непоправимые ошибки, которые сведут на нет затраченные усилия. Начинать все сначала Ч решиться на это, по крайней мере сразу, может не всякий. Неудача вообще может отбить охоту когда-либо заниматься судостроением самостоятельно. Лучше на первый случай все же иметь готовый проект. В разделе II помещены чертежи и описания 15 малых судов различных типов, рассчитанных на любителей-судостроителей. Приведенные в книге проекты судов лСкиф╗, лУтка-2╗, лКайман╗, лКосатка╗, лБелуха╗, лСуперкосатка╗, катер-дощаник, лТюлень╗, лКреветка╗ и лНерпа╗ разработаны инж. Д. А. Курбатовым, проект тримарана лТритон╗Ч инж. В. И. Лапиным, моторных лодок лСуперальга╗ Ч конструктором М. Плючиньским и лСаламандра╗ Ч Н. Паталасом. Чертежи катера лКальмар╗ выполнены на основе проекта инж. В. И. Васильева. Этот материал и является основным содержанием данной книги. Конечно, публикуемые проекты далеко не исчерпывают всего многообразия малых судов, которыми могли бы заинтересоваться любители. В основу сделанного отбора были положены следующие соображения. Во-первых, Ч принцип доступности. Постройка судов, чертежи которых опубликованы в книге, не превышает возможностей, которыми могут располагать любители. Крупные катера были исключены, предпочтение было отдано сравнительно легким судам с подвесными моторами, а из материалов Ч фанере и дереву. Во-вторых, Ч принцип разнообразия. В число отобранных не вошли проекты судов, близких по конструкции или одинаковых по назначению. Для того чтобы расширить возможность выбора, некоторые проекты даны в нескольких вариантах при сохранении неизменного теоретического чертежа и основных конструктивных решений. Полностью исключено дублирование заводских проектов, так как лодку, выпускаемую серийно, проще купить, чем построить. Наконец, в-третьих, Ч принцип достоверности. Каждое судно, проект которого публикуется, было построено и испытано в различных условиях плавания соответственно своему назначению. Предварительно большая часть проектов была опубликована в сборнике лКатера и яхты╗. Отзывы, полученные от читателей сборника, а также результаты опытной эксплуатации позволили внести в проекты требующиеся коррективы. В главах, предшествующих описанию проектов, рассматриваются вопросы, имеющие непосредственное отношение к постройке и оборудованию представленных судов. Любители-судостроители обычно испытывают трудности с приобретением материалов. Часто приходится использовать не то, что рекомендовано конструктором, и ограничиваться тем, что имеется под руками. Например, вместо качественной авиационной фанеры применять обычную строительную, вместо клея ВИАМ Б-3 пользоваться казеиновым или каким-либо другим, более доступным клеем. Советы, как поступать в подобных случаях, содержатся в главе 2, посвященной технологии постройки судна. Применение экономичных автомобильных двигателей на катерах затрудняется отсутствием в продаже приспособленных (конвертированных) для работы на судне моделей этих двигателей. В главе 4 лДвигатели и механическое оборудование╗ содержатся рекомендации по выполнению конверсии собственными силами. Из-за сложности этой работы проекты судов, на которых предусмотрена установка стационарных двигателей, даны также в варианте с подвесными моторами. Выбор внутренней планировки Ч задача, при решении которой любитель имеет возможность в полной мере проявить свою фантазию. Однако и здесь нужно знать чувство меры и руководствоваться прежде всего здравым смыслом и основанными на опыте рекомендациями. В главе 3, где рассматриваются эти вопросы, содержатся сведения о вариантах планировки, о размерах и конструкции ее отдельных элементов. Нет смысла пересказывать содержание книги полностью: читатель имеет возможность ознакомиться с ней самостоятельно. Ему же предоставляется и право сделать вывод, насколько авторы сумели справиться с поставленной перед ними задачей. Все замечания будут приняты с благодарностью. Их нужно высылать в адрес издательства: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8.